Пафнутий Максимини вышел в Открытый Космос…
Настал момент вспомнить о моём друге, чьё имя было напечатано в первом выпуске первого русского журнала для мужчин «Андрей» в марте 1991 года, рядом с непривычной в советской журналистике того времени должностью – директор по фотографии.
До того, как я придумал ему ник Пафнутий или Паф – как его позже называли приятели, этого голубоглазого юношу записали в метрике под именем Павел Максименков. Его мама, остроумная Тамара Павловна смогла воспитать его вместе с братом Лёшкой без отца, приехав в Москву по славному лимиту строителя коммунистических высоток…
Пашка с детства проявлял артистическую яркость, был свободен в общении, лёгок, как пушинка одуванчика. Он был хорошеньким и стройным, кокетливым и весёлым, неизменно пользовался успехом у девочек. Был любимым вожатым у юных пионерок в зацветающих бузиной и счастьем пионерлагерях начала семидесятых.
Потом был замечен кинематографистами и чуть было не сделал блестящую карьеру на экране. Он появился вместе с Димкой Харатьяном в звёздном меньшовском «Розыгрыше», сыграл главную роль в фильме «Посейдон» спешит на помощь» вместе с Георгием Жжёновым…
Были мысли идти в Театральный, но Пашка почему-то стал студентом-медиком, тут его свобода и лёгкость соединились с всёпобеждающей силой естествоиспытания, в его васильковом взгляде появилась острота ставящего диагноз врача, закружились вечеринки, капустники, самодеятельные выступления, где он, конечно, был самым артистичным и подражал рисунком своих движений, мимикой лица, голосом модному комедийному персонажу, собранному из разных ролей Андрея Миронова.
У медиков всегда был бесплатный спирт, физиологический нигелизм и, как у любых физиков, острая жажда лирики – всё то, что совпадало с его тогдашней траекторией…
Но самое главное – Пафнутий с подростковых лет был гением фотографии, он обладал особым взглядом, чувством света и цвета… Он был поэтом кадра. Его фотографии заставляли замирать самых неискушённых и самых искушённых… В начале девяностых многомиллионный журнал «Огонёк» представил Павла большим фотовернисажем на своих страницах…
Его ценил один из первых, ещё подпольных, фотографов обнажённой натуры Юрий Аракчеев, который и научил Пашку снимать такое, к нему с интересом относился воротила художественного андеграунда, участник альманаха «Метрополь», художник Анатоль Брусиловский, ему предлагали какие- то серьёзные фотопроекты, но Паша не вслушивался… Стремление к свободе, к бесшабашному балдежу, к отсутствию якорей и рамок пересиливало любые возможности влиться в общественные структуры.
Пафнутий со своей квадратной сумкой-кофром, в котором он носил всё нужное ему, от фотокамеры до бритвенного станка, – парил между тусовками, ночёвкам, девушками, случайными друзьями. Он мог зависнуть у кого-то в гостях на месяц, чтобы там познакомиться с новыми приятелями и уехать с ними на юг, а потом с другими – в Прибалтику, а потом… в 1985 во время Фестиваля молодёжи в Москве мы попали с ним в одну компанию – и быстро подружились на почве фотоискусства и девушек.
Так Пафнутий попал в команду журнала «Андрей» – и хотя пробыл в ней недолго успел жениться на ослепительно красивой девушке -модели Иннке-Пиннке, которую снимал для журнала, у них даже родился сын, названый в честь издания… Но лёгкость и свобода быстро оторвала Пафнутия и от журнала, и от Инки… Была какая-то ссора, была трагическая случайность, непонимание, причём до такой степени, что эти, сделанные для «Андрея» кадры, так и не появились на наших страницах, оставшись на полке журнального архива…
Но теперь, когда выход в Космос превращает любые земные страсти в маленькие игрушечные огоньки на удаляющемся глобусе, – эта серия всё-таки будет опубликована, вы увидите её в номере журнала, который сейчас готовится к печати…
Я назвал эту серию «Возвращая любовь».
... Для Иннки, которая всё ещё ждёт этой публикации... для Пафнутия… и для Памяти.
Текст: Алексей Вейцлер | Фотографии из архива журнала «Андрей» и Инны Пинн.