Используйте современные браузеры!

Please, use modern browsers!
Top banner
Post main image
Документ

Ошибка Высоцкого

 

Андрей Стуруа

 

Иллюстрация WSADesign / фотография Константина Кокошкина

Поделиться

В закладки

 

От редактора: Сегодня 25 июля 2020 года – сорок лет, как не стало Владимира Высоцкого.

Сорок – цифра загадочная и значимая в отношениях Человека и Вечности.

Никто из нас – тех, кто был уже на свете в том олимпийском июле, кто был уже способен понимать, не забудут, как и где узнали эту страшную новость: “сегодня умер Высоцкий”.

Сегодня, когда пресса смакует неприятные страницы, домыслы, сплетни вокруг Поэта.

Когда хмельной Кирпич накручивает себе просмотры, остря на Ваганьковском около могилы.

Когда сын Никита меняет на могильном памятнике отца одно, неудачно сработанное художником лицо, на другое – всё равно так не похожее на Высоцкого.

Когда Марина Влади уже продала заветное последнее стихотворение на аукционе.

Мы публикуем статью журналиста Андрея Стуруа.

Это свидетельство очевидца о памятнике на Страстном бульваре – дополнение к материалу о необычном знакомстве автора с Высоцким.

 


 

И хотя во всё светлое верил –

Например, в наш советский народ, –

Но не поставят мне памятник в сквере

Где-нибудь у Петровских ворот

 

Существует несколько вариантов первых двух строф этой песни.

Но вторая  часть четверостишия всегда остаётся неизменной.

 

Эта песня, известная ныне, как “У меня было сорок фамилий…”, была написана в далёком 1963 году, когда Владимир Высоцкий только начал свой путь на Олимп народной любви и признания. И тогда ему не могло и присниться, что памятник будет и именно на том самом месте… Но он ошибся.

 

Памятник появился, как и другие чудеса в сказочной судьбе этого человека. А поставили его на 15-ю годовщину смерти поэта в 1995 году.

 

Оговорюсь сразу, я не имел к его появлению никакого отношения. Но судьба распорядилась так, что я знаком с большинством участников “заговора”. Беседы с ними, их рассказы помогли воссоздать подлинную историю этого монумента…

 

На дворе была середина “лихих” девяностых. Во всём и везде действовало правило, которое было выше закона – “Кто смел, тот и съел”. И только в условиях царившей тогда неразберихи, прежде всего, в корридорах власти можно было осуществить задуманное – в обход каких-то там согласований, постановлений, решений, конкурсов, кабинетов, комиссий, начальников установить в центре Москвы нелегальный памятник.

 

Изначально инициативная группа пыталась пройти все эти круги бюрократического ада, но всё было безрезультатно… Тогда и сложился заговор самостроем поставить памятник.

 

Идея памятника родилась у Валерия Янкловича, долгие годы бывшего администратором у Высоцкого. Сегодня бы его назвали продюсером. Человек недюженного ума, прошедший суровую школу запретов и ограничений Госконцерта, Филармонии и Минкульта, цепкий, напористый, он не только родил идею, но и стал её движетелем.

 

Несколько лет назад Валерий поведал мне, что идея памятника Володе в Москве у него давно сидела в голове. Как-то во время дружеского застолья зашёл разговор о Высоцком. И именно тогда он и предложил её, как говорится, на суд общественности. Проект понравился всем. К сожалению, у нас часто бывает, что идея, какая бы гениальная она не была, она так и остаётся умозрительной. Но надо знать Валерия Янкловича – если уж он брался за дело, то шёл до конца… Не человек, а таран. Так было и на этот раз.

 

Прежде всего Янклович обратился к своим друзьям и приятелям – единомышленникам. Сколотилась группа поддержки. В неё вошли те, кто знал и любил Высоцкого – Юрий Антонов, Борис Мессерер, Юрий Градский, Сева Абдулов, Белла Ахмадулина, Борис Хмельницкий и Алик Степанян бывший большой начальник в МВД России, но к тому времени уже уволившийся из органов. Идея поставить памятник Высоцкому пришлась по душе.

 

Это были люди, которые любили Володю не столько за талант, сколько за его добрые душевные, человеческие качества. Высоцкий, который оказал огромное влияние на несколько поколений тогда советских людей, ка сейчас россиян, по-прежнему востребован. Его стихи разобраны на цитаты, пасни слушают и исполняют по сей день.

 

Интересно, опросы общественного мнения показывают, что Высоцкий по-прежнему в сознании россиян занимает одно из ведущих мест среди наших соотечественников. И ещё одна важная деталь – большинство респондентов, отдавших свой голос за Высоцкого, – это молодёжь, родившаяся после смерти актера и поэта. И не поставить такому человеку памятник – большой грех.

 

Автора памятника искать долго не пришлось. Скульптор ни у кого не вызвал не то что возражений, но и сомнений. К тому времени во внутреннем дворике Театра на Таганке уже стояла статуя маленького грустного Гамлета из бронзы, работы Геннадия Распопова. В 1979 году, ещё при жизни Высоцкого, им была изготовлена модель скульптуры, которая великолепно подходила для задуманного. Делалась работа по заказу жителей Воркуты. Планировалось поставить скульптуру на 15-ти метровую стелу, на которой Высоцкий выглядел бы как распятый на кресте и уносящийся в небо. Но что-то там не срослось…

 

И только в 1994 году, уже после смерти скульптора, его друзьями она была отлита в бронзе. Высота – два метра сорок сантиметров, а не два с половиной метра, как сейчас часто пишут в различных справках и путеводителях. Кстати, это лишь один пример многочисленных неточностей и ошибок, которые связанны с памятником.

 

Не вызывало сомнение и место для памятника. Его указал сам поэт. “Не поставят мне памятник в сквере / Где-нибудь у Петровских ворот”, спел сам Высоцкий. Ну, как же после этого было не открыть памятник именно на Страстном бульваре?

 

Когда-то это место присмотрел Михаил Аникушин для памятника Антону Павловичу Чехову, который неподалёку прожил некоторое время. После возвращения с Сахалина Чехов поселился на Малой Дмитровке. Но великий ваятель умер и об этой его идеи забыли.

 

Теперь на этом месте, где пересечение Страстного бульвара и улицы Петровки, стоит памятник Владимиру Высоцкому. Недалеко от сюда он появился на свет. Здесь же в Большом Каретном переулке, на Самотеке и в Каретном Ряду, на других окрестных улицах и в переулках, в местных дворах прошли его детство и юность.

 

В канун годовщины “заговорщики” приступили к подготовительным земляным работам – сделали основание для памятника. Характерно, что всё происходило днём при солнечном свете. Точно также привезли и сам памятник.

 

Финансировал эти работы человек, который никогда не встречался с Владимиром Семёновичем, но любил и уважал его. Роль мецената не подходила Сергею Залесскому, в то время президенту одного из банков. Засучив рукова, он и копал, и бетон месил, и опалубку делал. Одним словом, лично прикладывал свою физическую силу. Что же касается финансовой помощи, то о ней он и по сей день не любит распространяться: “Да, было. Да. конечно, откликнулся. Да, давал деньги. Да, оплачивал все счета.”, – и так далее.

 

К намеченному сроку всё было готово. Но никаких бумаг, в том числе и землеотвода не было и в помине. “Заговорщики” пошли на хитрость – они умудрились пригласить на открытие памятника самого тогдашнего мэра столицы Юрия Лужкова. Тем самым была обеспечена легальность и нерушимость памятника – ну кто же из чиновников посягнёт на то, что освятил сам глава города…

 

 

 

Официальное открытие памятника состоялось 25 июля 1995 года, в день 15-ой годовщины со дня смерти Владимира Семёновича. Как пророчески и предвидел Высоцкий, церемония прошла “при огромном скоплении народа”.

 

Выступавшие отмечали, что памятник был создан на удивление быстро;всего за 20 дней, благодарили московские власти за поддержку, в том числе и финансовую. Но при этом никто как-то не задумывался ни о реальности сроков, ни о мизерности сумм, отпущенных на этот памятник. Их едва хватило на торжественную церемонию.

 

Как-то при случае я с улыбкой рассказал об этом Юрию Лужкову. Тот тоже рассмеялся, как его обвели, но пообещал разобраться… И разобрался! Не знаю, были ли соблюдены все необходимые формальности и оформлены официальные бумаги. Но была проведена полная реконструкция памятника. Изначально его поставили прямо на уровне поверхности земли. Теперь установили на трех метровый гранитный постамент. Так что сейчас это не только высокий, но самый “экстравертный” – Высоцкий стоит раскинув руки, запрокинув голову, будто купается в водопаде, открытый небу, городу и людям. А окружает памятник, как и изначально задумывалось автором, небольшой амфитеатр и получилось, что Высоцкий стоит как бы посреди зрительного зала.

 

Есть у памятника и неофициальное название – «Поэт с гитарой». Вот гитара, в своё время и вызывала много вопросов у чиновников – почему она без ремня и держится на спине неизвестно как. Но для миллионов почитателей таланта и так всё ясно – Высоцкий и гитара неразделимы, они одно целое.

 

 

 


 

Prime AndreiClub.com reference
1st category banner
boltushki
Внимание!
Сайт не предназначен
для работы
при ширине
экрана менее
480
пикселей!