Александр Архутик – один из самых интересных книжных и журнальных художников Советского Союза восьмидесятых годов, России девяностых, двухтысячных.
Он создал, как главный художник, уникальный прорывной стиль легендарного журнала «Студенческий Меридиан», с известным каждому молодому человеку восьмидесятых, лихо сокращенным названием «Ст.М».
В этом журнале начинал свой журналистский путь главный редактор «Андрея» Алексей Вейцлер. Он считает Архутика своим Учителем в области авторского дизайна, образцом экспериментаторства в искусстве оформления печатных изданий.
Александр Архутик принимал участие в работе над оригинал макетом самого первого номера журнала «Андрей» и неоднократно создавал для нашего издания авторские иллюстрации. Теперь картинки Архутика, как волшебные самоцветы поблёскивают то там, то тут и на нашем сайте.
коллаж-автопортрет Александра Архутика
Кроме «Ст.М», Александр, как художник создал журналы «Персона», «Этносфера», «Литературная учёба», «Самозащита без оружия». На его счету десятки оригинал-макетов книг, альбомов, газет, журналов и альманахов, целая коллекция логотипов.
Журналистка «Ст.М» Анастасия Белякова красиво и точно написала, что он умеет угадывать в очертаниях облаков персонажей будущих картин и тайные знаки, рассматривать кляксы, соскользнувшие с кисти, и видеть в них горные пейзажи, извивающихся драконов, лица китайских мудрецов. Читать в штрихах карандаша и красочных брызгах причудливые иероглифы…
…Его работы в области полиграфического дизайна завоевывают награды на российских и международный конкурсах.
Но все это не так уж важно, говорит Александр Архутик. Главное для художника – свобода и вдохновение.
Творец, в каком бы жанре он не работал, должен иметь свой стиль, почерк. Узнаваемость – бесспорный залог успеха. Но у главного художника издания совершенно другая задача – растворить свое «я» в кеглях, гарнитурах, интерлиньяже, иллюстрациях и заголовках. Работа дизайнера не должна быть заметна на полосах издания, утверждает Архутик.
– Китайцы говорят, что мастер хорош, если его кисть не видна. То есть ты видишь картинку, а инструмента, с помощью которого она нарисована, не замечаешь. То же самое в периодическом дизайне. Художник не должен превалировать, он решает задачу. Дизайнер не мешает, он отстраняется. В полиграфии важно, чтобы текст прочитывался, а картинка была видна.
Прививка прекрасного искусства, полученная в детстве от родителей-художников, помогает Саше Архутику преодолевать трудности
Саша Архутик довольно рано определился с выбором профессии – в восемь лет он уже «издавал» собственный журнал. Первые попытки подружиться с карандашом и кистью предпринимал в возрасте трех лет, сидя на коленях у мамы-художницы и портя ее рисунки. И еще он часами мог перелистывать редкие в то время иностранные журналы, рассматривать фотографии, изучать шрифты. Это была школа невиданного в Союзе европейского и американского дизайна для Архутика.
С 1975 года он работает в области СМИ, книжной графики, полиграфического и рекламного дизайна. Архутик – автор актуальных медийных артпроектов, а ещё фирменного стиля отечественных и зарубежных организаций и фирм. Имеет персональные выставки графических работ в России, Польше, Германии. Участвовал в международных и российских экспозициях по полиграфическому и рекламному дизайну.
Член Союза журналистов России, Союза дизайнеров и Московского союза художников.
Александр Архутик интересен не только, как художник и дезайнер, но и как самобытный философ
– Меня всегда тянуло к периодике, – рассказывает художник. – Хотя была возможность поступить и в МАРХИ, и в Суриковский. В Строгановке у родителей тоже были знакомые. Я даже занимался там некоторое время: церквушки, помню, какие-то рисовал, гипс… Но сразу понял – не мое!
Он твердо решил идти в Полиграф – Московский полиграфический институт. Он поступал туда упорно и после нескольких неудач стал студентом. Вот что Александр рассказал Насте Беляковой о становлении своего стиля в интервью для сайта www.stm.ru, где можно найти архив «Ст.М»:
– Своим наставником в полиграфии могу назвать Андрея Сперанского, который был главным художником «Студенческого меридиана». На втором курсе Полиграфа я делал журнал «Олимпийская панорама», который печатался в Югославии, и мнил себя мэтром. А потом пришел в издательство «Молодая гвардия», где мне предложили вести журнал «Вожатый». Оказалось, что мне еще многому надо учиться. Как раз в этом-то Андрей мне очень помог.
– Что сейчас модно в полиграфии? Есть ли новые тенденции? – поинтересовалась журналистка.
– После того, как в создание периодики вошел компьютер, все стали играть. Сейчас уже наигрались. И ударились в минимализм: все дизайнерски выстроено, функционально, точно, иногда даже чересчур. Как стиль хай-тек в архитектуре. Но, по сути, сейчас кардинально нового в полиграфии не появляется.
– С чем по-вашему связано то, что сегодня люди в основном не читают, а смотрят картинки?
– Это усталость от текста. Крен в сторону визуального восприятия. Но переживать не стоит: насмотрятся, потом снова начнут читать. Меня больше пугает то, что происходит в живописи – люди не хотят рисовать. Искусство перемещается в какие-то смежные области: видео-арт, перформансы, инсталляции. Пройдет ли это? Или наоборот вытеснит изобразительное искусство в его привычном виде…
Архутик и сам ищет новые формы. Там он воплощает свои филосовские и сатирические, не зависимые не от кого идеи. Для себя он делает с десяток журналов-брошюрок-буклетов, на задней обложке которых стоит: «Вырезал, клеил и писал Александр Архутик (Акын Простотак)».
Названия этих изданий: “Глупеем правильно“, “Звёздный зуд”, “Бабломания”, “Чу-Ма” (Журнал Чудохинских Маргиналов), “Nihil” (Журнал о том, чего уже нет…), “Карман историй”, “Глямурля”, “12 женщин Алтынбека Архутыбаева” и т.д.
На открытиях своих выставок художник подарит и подписывает в стиле “асемического письма” такие самиздатовские артпроекты – журналы “Аутсайдер”, “Мир тоски”, “Жлоб”, карманные книжки “Идущие к…”, “Поваренная книга каннибала”, постеры “Графоман!” и “Цзаофань!”, зловещие и смешные календари, наборы не праздничных открыток (от агрессивного сарказма до тонкой иронии), напечатанные тиражом всего 5 -10 экземпляров.
– Вы больше художник и дизайнер? – продолжает спрашивать любознательная Анастасия Белякова.
– Я художник, когда делаю что-то для себя. Дизайнеру же работать «в стол» нет смысла. Его труд должен быть опубликован, востребован. У дизайнера исключительно прикладные цели. А в свободном творчестве не может быть зависимости от сроков, денег. Художника не должно волновать, нравится он кому-то или нет. Вполне возможно, что лет через сто его картины будут бесценны…
Галерею Александра Архутика можно увидеть на его странице в инстаграме @arkhutikaleksandr
Он основал концептуальное интернет-издание akyn-press.ru